Термостат - регулировщик антифриза



Описание термостата для ВАЗ 2114, 2115, 2113

Общая, обзорная статья

Термостаты - одни из тех запчастей, которые при поломке меняются целином. При этом с выбором комплектующих у сервисов проблем быть не должно. На рынне представлен широкий диапазон таних деталей.

Конструкция автомобильных термостатов, основанных на принципах термодинамики и механики, хоть и существует уже многие десятилетия, оказалась настолько удачной, что никаких существенных изменений в нее не вносится. Поэтому на большинстве машин установлены термостаты, действующие но одному и тому же принципу.

Сергей Тимофеев, директор «Ютас»:

- По конструкции все термостаты более-менее одинаковы. С одной стороны, у каждого авто свой термостат, и в большинстве случаев они не взаимозаменяемы, но с другой - принцип действияу них у всех один и тот же. Для поддержания рабочей температуры двигателя - обычно в пределах 90-100 градусов - в них предусмотрен клапан, который открывается и закрывается при определенных температурах за счет термодинамического расширения и сужения при охлаждении и расширении.

В результате охлаждающая жидкость направляется либо через радиатор, и тогда охлаждение двигателя поддерживается в штатном рабочем режиме, либо в обход него - при необходимости быстрого прогрева агрегата.

Денис Ермак, генеральный директор Фикс Авто»:

- Обычно термостат размещается на выходе из двигателя. Он направляет антифриз на малый круг в обход радиатора или через него. За счет чего и поддерживается нужный температурный режим двигателя.

На большинстве автомобилей термостат один. Хотя есть модели, на которых предусмотрены сразу два термостата.

Денис Ермак:

- Есть машины с двумя термостатами. Разница в том, что в этом случае жидкость отдельно выводится с первого и четвертого цилиндра и отдельно - со второго и третьего. За счет этого производители пытаются решить проблему перегрева четвертого цилиндра. Она заключается в том, что, когда жидкость идет от первого цилиндра к четвертому, при стандартной системе с одним термостатом четвертый в определенных условиях не успевает охлаждаться и перегревается. При двух же термостатах такого не происходит. Этот принцип использован на большинстве Nissan.

Впрочем, консерватизм конструкторов по отношению к термостату не означает полного отсутствия попыток усовершенствовать этот элемент. Изыскания идут в двух основных направлениях. Во-первых, инженеры экспериментируют с материалами. Так, на протяжении последних нескольких лет на вторичном рынке продаются термостаты не в латунном, как это бывает обычно, а в пластиковом корпусе. Выполненные из современного жаропрочного и износоирочного полимера, такие корпуса, по отзывам авторемонтников, ничем не хуже металлических. Однако все равно они пользуются меньшим спросом, чем металлические, даже несмотря на чуть более низкую цену. Пользователи больше доверяют металлу.

Второе направление - на современных машинах все чаще устанавливаются электронные термостаты.

...консерватизм конструкторов по отношению к термостату не означает полного отсутствия попыток усовершенствовать этот элемент.

Денис Ермак:

- Сейчас на некоторых машинах встречаются электронные термостаты. Принцип их действия позволяет электронике в соответствии с определенными алгоритмами сильнее или слабее охлаждать антифриз в зависимости от условий работы двигателя.

Но пока еще таких автомобилей не очень много. И подавляющее большинство машин выходит с конвейеров со стандартными термостатами. При необходимости их замены (а термостаты, исходя из предписаний производителей, ремонту не подлежат и в случае чего подлежат замене) сервис практически всегда может выбрать не только оригинальную, но и неоригинальную деталь.

Сергей Тимофеев:

- Термостаты на все автомобили на рынке есть. И оригинальные, и неоригинальные. Да и вообще, вопрос оригинал-неоригинал - он такой, философский. Неоригинал может быть разным. Неоригинальные детали бывают и совсем никудышные, и вполне достойные. Все зависит от производителей. Ну и наша задача - поставить клиента в известность и предложить ему выбор. А дальше он сам будет решать. Причем далеко не всегда критерием тут станет то, что лучше для машины. Часто люди ориентируются исходя из возможностей кошелька. Поскольку цены между различными категориями запчастей могут различаться, и причем весьма существенно.

Чтобы не рисковать с неоригиналом, многие рекомендуют изначально ориентироваться на оригинальные детали.

Денис Ермак:

- Неоригинал можно ставить, но лучше, конечно, оригинал. Слишком много среди неоригинальных деталей некачественных. Мы с этим много раз сталкивались.

Критерием выбора качественного неоригинала, как это часто бывает, становится производитель. В этом плане в случае с термостатами ситуация такая. Есть целый ряд ведущих производителей этих деталей. Им принадлежат такие бренды, как Wahler, Tama, Gates, Metal Incar, Vernet. I фактически все они - поставщики конвейеров тех или иных автопроизводителей. Соответственно, и на вторичный рынок они поставляют качественные запчасти, идентичные оригинальным, но заметно более дешевые. Все они могут быть отнесены к категории премиальных или около того брендов. На противоположном полюсе находятся китайские производители. Качество их изделий - разное. Есть приличные, есть такие, которые с самого начала не могут работать в правильном режиме. Если не знать, что брать и где брать, шансов купить некондицию много.

Поэтому многие и предпочитают не связываться с этой лотереей и покупать либо именитый неоригинал, либо оригинальные запчасти.

Сергей Тимофеев:

- Юридические лица даже настаивают на том, что нужно устанавливать только оригинал и ничего, кроме оригинала. Когда мы заключаем договоры, там даже часто делается специальная оговорка с просьбой устанавливать только оригинальные запчасти.

Основной причиной поломок термостатов становится заклинивание клапана. В зависимости от того, в каком положении это произойдет, различаются и формы проявления поломки.

Сергей Тимофеев:

- Характерные неисправности можно обобщить и свести на самом деле к одной поломке - заклиниванию термостата. Его может заклинить в одном из двух положений - в закрытом или открытом. Если в открытом, двигатель будет медленно догре-ваться до рабочей температуры. В противном случае получится противоположенный эффект: двигатель перегреется.

Для автомобиля плохо и то и другое.

Денис Ермак:

- Если термостат заклинит в закрытом положении, высока опасность перегрева двигателя, вплоть до закипания. Если в открытом, двигатель не только будет долго прогреваться, но

и возможны ситуации, когда на ходу температура будет падать. Особенно сильно эта неисправность будет проявляться зимой.

Первичную диагностику можно провести с помощью простого метода.

Денис Ермак:

- При жалобе на неправильный температурный режим машина полностью охлаждается, запускается и прогревается. Когда температура двигателя достигнет градусов пятидесяти-ше-стидесяти, на ощупь смотрится температура шлангов. При такой температуре термостат должен быть закрыт, радиатор должен быть холодным, и шланг тоже. Но где-то в районе 90 градусов (точно это значение надо смотреть в спецификациях данной конкретной машины) термостат открывается -радиатор тут же нагреется. И тут же нагреется шланг. Если он остается холодным, значит, охлаждающая жидкость не пошла. В этом случае надо искать причину. Во многих случаях она оказывается связанной именно с термостатом.

Теоретически проверить работоспособность самого термостата тоже несложно.

Сергей Тимофеев:

- Термостат можно снять и протестировать, при какой температуре он будет срабатывать. Для этого надо опустить его в воду и начать нагревать ее, контролируя температуру и следя за поведением термостата. Но на самом деле этим никто не занимается.

Обычно неисправность термостата определяется методом исключения.

Сергей Тимофеев:

- В случае отклонения температуры проверяются первым делом другие элементы автомобиля, влияющие на правильный температурный режим. Эта проверка либо исключает все остальные возможности, и тогда остается один только термостат. Либо позволяет заподозрить какого-то другого виновника.

А таких виновников может быть несколько.

Сергей Тимофеев:

- Если выйдет из строя температурный датчик, тоже будет неправильная температура. Или если сломается вентилятор. Опять же, прокладка головки блока цилиндра может быть причиной роста температуры. Может помпа выйти из строя. Если все они исправны, методом исключения выходим на термостат.

При этом, если проблема будет именно в перегреве, могут быть и другие виновники, не связанные с термостатом, которых тоже нужно будет исключить.

Характерные неисправности можно обобщить и свести на самом деле к одной поломке - заклиниванию термостата.

Денис Ермак:

- Если все работает, нагрев может дать грязный радиатор

- очень часто путают эти неисправности. Между двумя радиаторами - радиатором кондиционера и обычным радиатором системы охлаждения - забивается грязь. В результате до 40 процентов рабочая площадь уменьшается. И машина, естественно, в теплое время года начинает перегреваться. После очистки радиаторов неисправность исчезает.

В случаях же, когда машина долгое время не прогревается, чаще всего причина поломки кроется именно в термостате. Исключение могут составлять разве что дизельные двигатели. Дизель может не прогреваться из-за отказа дополнительного подогревателя.

В случае же, если используется электронный термостат, его неисправность позволяет выявить компьютерная диагностика.

Денис Ермак:

- Если произойдут какие-то неполадки с электронным термостатом, выявить их позволит компьютерная диагностика.

Компьютер выдаст ошибку термостата. Тогда механик проверяет проводку от блока управления до самого термостата. Если в проводке все исправно, потребуется замена термостата.

Термостат подлежит замене при любых неисправностях.

Сергей Тимофеев: -Теоретически, конечно, его можно и починить. Но этим сейчас никто не занимается. Нет никакого смысла. Раньше, когда запчастей не было, случалось, ремонтировали. Сейчас же проще и дешевле купить новый, чем чинить испорченный.

При замене термостата может потребоваться специальный инструмент.

Сергей Тимофеев: - Сам термостат-то снять обычно не составляет проблем. Однако для того, чтобы его демонтировать, понадобится предварительно демонтировать патрубки. А вот для их снятия может понадобиться специальный съемник.

В остальном же снятие и установка термостата для мало-мальского механика не составят никаких проблем. Так что единственное, что может повлиять на качество ремонта, - качество термостата. Соответственно, задача сервиса - предлагать клиенту только качественные запчасти от надежных производителей.

Денис Ютапов







Информация об автомобиле
Органы управления
Комбинация приборов
Включатели-выключатели
Система контроля
Маршрутный компьютер
Регулировка электрозеркал
Органы управления
Заводим автомобиль
Езда на автомобиле
Выполнение торможения
Уход за кузовом
Хранение автомобиля
Техобслуживание
Моменты затяжки
Инструменты для ремонта
Данные для регулировок
Применяемые жидкости
Долговечность аккумулятора
Долговечность аккумулятора 2
О линейке ВАЗов
После покупки авто
О термостате
Что такое парктроник