Некоторые влияния на долговечность аккумулятора

В предыдущих двух номерах мы напечатали материалы об эксплуатации аккумуляторной батареи, Продолжаем публикации, которые закончим в апрельском номере.

На срок службы батареи, кроме своевременного обслуживания, обеспечения нормального зарядного тока на автомобиле и ряда других факторов, о которых мы уже говорили, влияют режим движения и время пуска двигателя.

Режим движения. Напомним, что, чем больше времени батарея находится в заряженном состоянии, тем дольше она служит. Ток, идущий на ее заряд, зависит от оборотов генератора, то есть частоты вращения коленчатого вала двигателя. При интенсивном городском движении скорость автомобиля постоянно меняется, и часто, особенно когда вовремя не включают низшую передачу, анергии генератора не хватает для питания всех потребителей. В это время батарея но только не получает заряда, а, наоборот, отдает свой запас в сеть. Таким образом, она постоянно работает в режиме чередующихся циклов заряд—разряд. Это хорошо видно на рис. 1 и 2, где представлены графики протекания тока во время реального движения автомобиля по городской улице и токоскоростная характеристика автомобильного генератора.

Картина меняется в худшую сторону, если автомобиль оборудован дополнительными потребителями — противотуманными фарами. фонарями и т. д., да еще работает зимой. Например, установка на таксомоторе диспетчерского телефона с током нагрузки 10 А приводит к сокращению срока службы батареи в 1,7 раза!

Из графика (см. рис. 2) видно, что если потребители берут ток 10 А, то до 1500 об/мин коленчатого вала их питает батарея, а затем — генератор. Если же ток потребителей составляет 20 А, то генератор способен питать сеть и заряжать батарею только по достижении 1600 об/мин.

Таким образом, надо ездить так, чтобы обороты коленчатого вала на каждой передаче обеспечивали не только питание потребителей, но и заряд батареи.

Время пуска двигателя. Понятно, что, чем оно короче, тем меньше разряжается батарея. Пусковые же качества двигателя зависят от конструктивных особенностей — степени сжатия, совершенства впускной системы, карбюратора, системы зажигания.и т. п. и, конечно, от технического состояния двигателя.

Так, средний срок службы аккумуляторной батареи 6СТ-45 на «Москвиче* — 40 месяцев, в течение которых пробег достигает 39 тысяч километров. На «Запорожце» такая батарея служит 37,5 месяца при пробеге 31,7 тысячи километров. Более низкие показатели у «Запорожца» объясняются в основном тем, что у его двигателя хуже пусковые характеристики и есть отопитель, потребляющий ток для розжига и питания своего бензонасоса. Бели же сравнивать эти показатели у машин, эксплуатируемых только летом, то предстает обратная картина, потому что на «Запорожце» батарея, установленная в багажнике, работает в более благоприятных температурных условиях.

Наиболее труден пуск двигателя в морозы. Например, при температуре — 10*С на это требуется 10 секунд, при вращении вала с частотой 40 об/мин.

Если же мороз достигает 20 С, время пуска увеличивается вдвое, а требуемая частота вращения коленчатого вала возрастает до 90—100 об/мин. Ясно, чтобы батарея меньше разряжалась, желательно в этих условиях каким-либо способом подогревать двигатель, а саму батарею ставить теплую (храня ее дома) и полностью заряженную.

Кроме этих, не зависящих от нас причин, батарея нередко расходует лишнюю энергию из-за нарушения контактов в цепи стартера — не только в местах соединения проводов, о чем мы уже говорили, но и в самом стартере. Проверка автором этих заметок состояния стартеров после двух-трехлетней эксплуатации показала, что у подавляющей их части ток холостого хода был выше, чем у новых, на 30 — 50%. Основная причина — неплотное прилегание контактного- диска в тяговом реле стартера к выводным болтам из-за его обгорания и коррозии. Установка диска другой, поработавшей стороной или нового, а также опиловка контактных болтов в значительной мере улучшали положение. Проверить исправность цепи стартера, если он медленно вращает коленчатый вал, можно на автомобиле при помощи вольтметра или автотестера. Для этого снимаем центральный провод с распределителя и замыкаем его на «массу». Чтобы не расходовать топливо, снимаем подводящий шланг с насоса. Включаем стартер и через 2—3 секунды измеряем в течение 2 секунд напряжение между выводными штырями батареи. Если оно меньше 7,5 В — сильно разряжен аккумулятор, если больше — виноват стартер.

Долее определяем напряжение между «плюсовым» выводом батареи и «массой» автомобиля. Если оно ниже 6,0 В — причина в батарее, выше — неисправен стартер. Когда разность результатов второго и первого измерений превышает 1,5 В, налицо потери в цепи стартера, в том числе между контактным диском тягового реле и выводными болтами. Время пуска двигателя при прочих равных условиях сильно зависит от установки угла опережения зажигания. Из рис. 3 видно, что при отклонении на 5* от оптимального в сторону увеличения время пуска возрастает вдвое.

Рис. 1. График протекания тока через батарею при движении автомобиля. Продолжительность цикла в городских условиях — 0,7— 1,5 мин, на шоссе — 10—12 мин. Продолжительность разряда — 2—20 с. заряда — 10—12 мин.

Рис. 2. Токоскоростная характеристика автомобильного генератора.

Рис. 3. Зависимость времени пуска двигателя (МеМЗ) от угла опережения зажигания.

Информация об автомобиле
Органы управления
Комбинация приборов
Включатели-выключатели
Система контроля
Маршрутный компьютер
Регулировка электрозеркал
Органы управления
Заводим автомобиль
Езда на автомобиле
Выполнение торможения
Уход за кузовом
Хранение автомобиля
Техобслуживание
Моменты затяжки
Инструменты для ремонта
Данные для регулировок
Применяемые жидкости
Долговечность аккумулятора
Долговечность аккумулятора 2
О линейке ВАЗов
После покупки авто
О термостате
Что такое парктроник